Основы композиции в фотоискусстве
Назад
Основы композиции
Для того, чтобы получить хороший, пусть даже любительский снимок, недостаточно только купить фотоаппарат. Для того, чтобы снимок имел хорошее зрительное восприятие, Вам будет необходимо освоить азы композиции и компоновки кадра, о чем мы с Вами сейчас и поговорим.
Для изучения классических правил композиции предлагаю пойти несколько необычным путем. Давайте попытаемся немного отойти от фотографии и обратиться к классической живописи. Для улучшения зрительного восприятия снимка и фотографы и художники очень часто использовали "правило Леонардо" или "правило 1/3".
Правило одной трети
Состоит оно в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Если скомпоновать кадр таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку.
Другими словами, если, например вы снимаете морской пейзаж, то не стоит проводить линию горизонта ровно по середине кадра. Если вы хотите передать шторм, высоту волн, бурю то лучше свинуть горизонт наверх (отступив снизу 2/3). Если вы снимаете рассвет или закат, то лучше всего показать все оттенки неба, то есть разместить горизонт на нижней трети.
Рассмотрим применение этого правила на нескольких примерах.
И. К. Айвазовский "Девятый Вал"
Наверняка раньше вы неоднократно видели репродукции картины Ивана Константиновича Айвазовского "Девятый Вал", признанную, по праву, шедевром мировой живописи. Но теперь, нам предстоит рассмотреть ее с точки зрения классической композиции. Мы специально разбили картину на равные части по правилу 1/3. Что же мы видим?
Полезный совет: Посещая картинные галереи, старайтесь как можно больше наблюдать за расположением объектов на картинах.
Если посмотреть на правую вертикальную линию, то мы увидим что через нее проходит солнечная дорожка. На пересечении нижней и правой линий расположено солнце и гребень набегающей волны.
По нижней линии проходит граница вода-облака, а по верхней облака-небо. И, наконец, сам девятый вал расположен на пересечении левой и нижней линий.
В общей сложности, правило 1/3 применяется здесь, как минимум, в пяти случаях. Постарайтесь самостоятельно найти другие элементы, на которые распространяются эти правила.
Такие же точно правила композиции реализованы на картине А. И. Куинджи "Ночное" см. ниже. Комментировать расположение элементов я не буду. Постарайтесь проанализировать данную картину самостоятельно.
А. И. Куинджи "Ночное"
Линейная перспектива. Передача пространства на плоскости
Kартина, создаваемая фотографическими средствами, не есть копия окружающего нас мира, хотя бы потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости.
Существует, конечно и стереофотография, но она требует специальных технических средств.
Кроме того, наше стереоскопическое, а, следовательно, объемное видение этого мира, подменяется изображением, "нарисованным одним глазом" - объективом. Довольно часто, покорившие нас своей красотой картины природы, не получаются на фотографическом кадре. Одна из причин этого - отсутствие ощущение объема. Профессионалы так и говорят: "Фотография плоучилась "плоской". Эта "плоскость" изображения в равной степени может быть присущ любому жанру фотографии. Для устранения этого недостатка широко используется линейная перспектива - прием передачи пространства на плоскости.
Фото: Москва. Гостиница "Россия"
Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Если на снимке удается воспроизвести достаточно "читаемую" разницу масштабов разноудаленных объектов съемки, то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов - первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы - стремление параллельных сойтись в одной точке на линии горизонта.
Обратите внимание на фото гостиницы "Россия". Первая фотография из-за съемки, что называется, "в лоб", носит, скорее, документальный, нежели чем художественный характер. Вторая фотография, напротив, как бы подчеркивает масштабность сооружения. Кроме того, она дает представление глубине (справа) и о расположении (слева видны собор Василия Блаженного и Спасская башня.)
Наличие линейного рисунка, обозначающего пространство на плоскости, имеет большое значение. В силу геометрических свойств оптики, объектив автоматически строит изображение предметов расположенных близко - крупнее, а далеко - мельче. Однако, полагаться на то, что фотообъектив сам построит правильное изображение и "пространственная" картина на плоскости снимка получится сама по себе, не приходится.
Решение задачи пространственного построения кадра находится в выборе направления съемки, расстояния и высоты точки съемки.
Теперь поговорим немного о точке съемки, вернее, о высоте точки съемки. Человек привык видеть мир и окружающие предметы с выстоты своего роста, в связи с чем, подавляющее большинство пейзажей в любительской фотографии снимается именно с уровня глаз. Однако, при съемках на природе, для подчеркивания каких-то особенностей данного места, для передачи большего количества деталей, следует более тщательно и взвешенно отнестись к точке съемки.
Точка съемки
Рассмотрим влияние высоты точки съемки путем сравнения двух следующих фотографий:
Фото: "Первый снег"
На левой фотографии съемка была произведена с высоты человеческого роста. Из-за этого фотография выглядит достаточно сухо, пресно и невыразительно. Для оживления фотографии требуется не так уж и много. Достаточно только уменьшить высоту съемки, снимать с низкой точки. Правая фотография, полученная с высоты примерно 30-40 сантиметров, выглядит более живой и насыщенной из-за деталей попавших на передний план. Таким образом, нетрудно убедиться, что выбор точки съемки имеет очень большое значение для правильного построения кадра.
Полезный совет: Если вы хотите расширить свои знания в области композиции, предлагаю вам не заострять свое внимание только лишь на специализированной литературе по фото. Гораздо болше информации вы найдете в литературе по изобразительному искусству.
В этом разделе мы рассмотрели только два важных момента для правильного построения кадра, но тем не менее, надеемся, что для новичка это будет сильным подспорьем в освоении азов композиции и компоновки кадра. Помните, что залогом хорошей фотографии является не камера, а фотограф. Какой бы совершенной ни была ваша камера, без применения основных правил композиции вы можете получить менее хорошие фотографии по сравнению фотографиями где сюжет тщательно обдуман.
Урок подготовил и провел Н. Баслер
Копирование и перепечатка возможны только со сылкой на первоисточник (сайт photohost.ru)
|